- МЕТОД ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
- существуют два основных принципа ценообразования: рыночный и административный. В зависимости от выбранного принципа применяются различные М.ц. В условиях командной системы хозяйствования преобладающими являются: нормативный и параметрический. Нормативный метод основан на использовании нормативов себестоимости и плановой прибыли. Параметрические методы применяют при расчете цен на новую продукцию. Существуют несколько видов параметрического метода: метод удельных показателей, агрегатный метод, балловый метод и т.д. В отдельных случаях используют нормативно-параметрический метод. К рассчитанным таким образом ценам в дальнейшем делают различные надбавки (или скидки) в зависимости от времени и места реализации, транспортных издержек, издержек оптовой и розничной торговли. При рыночной системе хозяйствования в условиях свободного рынка цены устанавливаются на базе цены производства, складывающейся из издержек производства и средней прибыли, с учетом спроса и предложения на данный товар на рынке. Для расчета цены используют методы: методы полных затрат, метод предельных затрат, метод прямых затрат, метод определения цен на базе стандартных издержек производства, метод целевой нормы прибыли.
Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики. А.Н. Азрилиян. 1997.